Женский жакет в деталях

Женский жакет: изучаем термины, детали, линии

Женский жакет в деталях

 

Классический женский жакет состоит из большого количества деталей, каждая из которых имеет свое определенное название. Новичкам бывает сложно разобраться в хитросплетении терминов и их значениях, и это иногда вызывает страхи не справиться с пошивом такого изделия. Действительно, пошив жакета занимает достаточно много времени и требует определенного мастерства исполнения. Однако, подробнее изучив конструктивные особенности жакета, все становится достаточно понятно, и уже не кажется таким сложным. Давайте вместе разберемся из каких частей состоит жакет, какие детали необходимо дублировать прокладкой и как оценить профессионализм портного простым осмотром изделия.

к оглавлению ▴

Из каких деталей состоит жакет

Полочка и спинка жакета

Самые крупные детали жакета — полочка и спинка (рис. 1-2). Полочка жакета могут выкраиваться одной деталью, но чаще полочка состоит из 2-х деталей — средней части и бочка, а в очень облегающих моделях полочка может состоять из 3-х деталей.

Спинка жакета также может выкраиваться одной деталью, а может состоять из 2-х деталей — средней части и бочка спинки. От плечевых швов как полочки так и спинки может быть смоделирована кокетка (рис. 2).

Из каких деталей состоит жакет

Рис. 1. Детали женского жакета

к оглавлению ▴

Рукав жакета

Рукав жакета может состоять из одной детали (одношовный рукав), но чаще для жакета используют рукав, который состоит из двух деталей и имеет два шва, реже — из 3-х деталей (например, знаменитый жакет в стиле Шанель). Крой двухшовного (или трехшовного) рукава более эргономичный, такая конструкция имеет небольшой изгиб, повторяющий естественный изгиб руки, что позволяет добиться лучшего прилегания и комфорта при носке изделия.

Из каких деталей состоит жакет

Рис. 2. Детали спинки жакета

к оглавлению ▴

Воротник жакета

Воротники жакета имеют характерный крой и самую разную форму. В классическом жакете конструкция воротника может быть решена на отрезной или цельнокроеной стойке. Также популярны воротники шалевого типа, которые смягчают общий вид изделия, добавляя такой модели женственности. Также жакет может вообще не иметь воротника, ярким примером такого фасона может служить все тот же жакет Шанель.

к оглавлению ▴

Борт и подборт жакета

Подборт выкраивается из основной ткани, с его помощью обрабатывается борт жакета и отворот лацкана. Край борта может быть отстрочен машинным швом или ручными стежками, а также декорирован бейкой, сутажом и т. п.

Изнаночная сторона жакета

Изнаночная сторона жакета обычно закрывается подкладкой. Подкладка кроится по тем же лекалам, что и основное изделие, но с прибавкой на свободное облегание по центру спинки. Прибавка закладывается в мягкую складочку, которая заглаживается, но не застрачивается(!). Подкладка притачивается к жакету по определенному алгоритму.

В летних жакетах подкладка может частично закрывать детали с изнанки (полочку, рукава, верхнюю часть спинки. Все открытые срезы при этом обтачиваются косой бейкой методом «гонконг», выкроенной из подкладочной ткани.

к оглавлению ▴

Контрольные линии жакета

При раскрое изделия, детали раскладывают на ткани по направлению долевой нити и размечают контрольные линии, которые позволят контролировать точность посадки и баланс изделия при пошиве.

Линия груди, линия талии, линия бедер — переносятся на детали жакета при помощи широких стежков и помогают контролировать вертикальный баланс изделия (уровень линии талии), а также точность конструкции в целом.

Линия середины переда — совпадает с саггиталью фигуры. Линию середины переда еще называют линией полузаноса, поскольку при застегивании жакета правая полочка накладывается на левую, совмещаясь по линии середины переда.

Контрольные линии жакета

Рис. 3. Контрольные линии жакета

Линия середины переда размечается на средних деталях полочки и позволяет контролировать горизонтальный баланс изделия. Линия середины переда должна быть расположена на вертикальной оси без отклонений.

Линия борта изделия — это линия края полочки, должна быть расположена на вертикальной оси без отклонений.

Линия подборта изделия — это линия притачивания подкладки к детали подборта. Подбортом обрабатывается борт и лацкан жакета.

Линия низа жакета — нижний край жакета, расположен горизонтально без перекосов и удлинений (за исключением определенных фасонов жакетов с фигурной линией низа).

Линия втачивания воротника — участок горловины, в который втачивается воротник. Длина участка маркируется метками при конструировании фасона изделия.

Линии воротника жакета — линия отлета воротника — внешняя сторона воротника, линия ростка, линия уступа лацкана, линия раскепа.

Линии спинки жакета

Рис. 4. Линии спинки жакета

Линии рукава размечаются на деталях рукава при помощи широких прямых стежков — линия низа рукава, линия высоты оката (используется для контроля расположения рукава в изделии) (рис. 5а, 5б). При правильной посадке рукава линия высоты оката должна быть параллельно линии низа жакета (перпендикулярна линии середины переда жакета (полузаноса)). Также различают линии локтевого и нижнего швов рукава. В нижней части локтевого шва на большинстве моделей жакетов выполняется шлица (рис. 2).

Правильная посадка рукава в изделии

Рис. 5а. Правильная посадка рукава в изделии

Линия оката рукава (верхняя линия рукава) и линия проймы изделия (образуется после стачивания швов спинки и полочки изделия (рельефных, боковых и плечевых). Линия оката и проймы сопряжены между собой, поскольку рукав втачивается в пройму. При этом длина оката рукава, как правило, длиннее линии проймы, излишек длины припосаживается при втачивании рукава (обозначается на выкройке пунктирной линией (рис. 5б)).

Метки совмещения оката и проймы маркируются короткими черточками, иногда с цифрами.

Детали двухшовного рукава жакета

Рис. 5б. Детали двухшовного рукава жакета

 

к оглавлению ▴

Какие детали жакета дублировать прокладкой

При пошиве жакетов и пиджаков прокладкой укрепляют отдельные детали и части деталей изделий. Делать это необходимо для того, чтобы придать конструкции большую жесткость, стабилизировать отдельные участки деталей и в целом качественно улучшить внешний вид изделия.

На раскладке деталей выкроек двубортного жакета, представленных на рис. 5 и рис. 6 светло-серым цветом показаны детали и участки деталей, которые необходимо дублировать прокладкой. Темно-серым цветом показаны участки полочки и верхнего воротника, которые дополнительно дублируют полосками клеевой прокладки шириной 1-2 см. Более подробно смотрите урок Обработка пиджачного воротника

Как правильно подобрать прокладочные материалы к типу ткани, и как правильно с ними работать, смотрите в уроке Советы по работе с прокладочными материалами

Как дублировать детали жакета прокладкой

Рис. 6. Схема дублирования деталей жакета прокладкой

к оглавлению ▴

Элементы дизайна жакетов

Силуэт жакета зависит от модели и определяется дизайнером. Для создания определенного фасона дизайнером могут быть использованы вытачки, рельефные швы, полурельефы, а также складки, защипы и т. п.

  • Рельефные швы моделируют по спинке и полочке изделия, самое популярное расположение рельефных швов в жакетах — вертикальные швы (от линии плечевого шва) и швы «принцесс» (от динии проймы).
  • Отделочные швы — отличный способ придать жакетам спортивные нотки. Особенно эффектно смотрятся контрастные отделочные швы.
  • Карманы — прорезные с двумя обтачками и листочкой, прорезные с двумя обтачками без листочки, прорезные карманы с клапаном, накладные карманы и т. д. Количество и конфигурация карманов, их размер и расположение в изделии зависят от авторской идеи и стиля жакета и конструируются модельером в зависимости технического задания.
  • Форма воротника и глубина застежки также влияет на стиль жакета. Воротник классического жакета придает женскому жакету мужские нотки, в то время как шалевый воротник смягчает линии, создавая женственный силуэт.
  • Шлицы в рельефных швах спинки и локтевых швов рукавов. В классических мужских пиджаках шлица на спинке может располагаться по среднему шву или 2 шлицы в рельефных швах. В женских жакетах шлица моделируется по среднему шву спинки, но чаще, женские жакеты шьют без шлицы.
  • Шлица в локтевом шве рукава может застегиваться на пуговицы ( количество пуговиц, обычно 3-4 шт, но может быть и больше). В спортивных моделях жакетов вместо шлицы втачивают молнию, низ рукавов отделывают манжетами, на жакетах в романтическом стиле по низу рукава притачивают оборки, сутаж и т. п.
  • Погоны, шлевки, паты, пояса, локтевые накладки, аппликации позволяют дизайнерам создать самые разнообразные оригинальные модели жакетов.

Резюме. Для создания оригинальных моделей используйте базовую выкройку жакета, построенную по вашим меркам. При моделировании фасона учитывайте свойства ткани, силуэт и длину изделия, а также комбинируйте вышеперечисленные дизайнерские элементы.

к оглавлению ▴

Признаки качественно сшитого жакета

Определить качество пошива жакета, достаточно просто, вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание при оценке работы мастера.

  1. Изделие комфортно сидит по фигуре, не вызывает чувство дискомфорта и неудобства.
  2. У изделия тонкие края, симметричные детали (правой и левой сторон жакета) и плавные линии.
  3. Рукава в изделии располагаются отвесно, окат с небольшим перекатом, без сборок и складок по окату.
  4. Клапаны карманов или накладные карманы лежат плоско и повторяют изгибы тела, не оттопыриваются и не стягивают полочки.
  5. Швы и вытачки плоские, формируют плавные линии без видимых изгибов и морщин.
  6. Края воротника, бортов и клапанов карманов обработаны с переокантовкой на нижнюю сторону.
  7. Подкладка обеспечивает свободу облегания, при движениях не происходит натяжение ткани.
  8. Пуговицы легко продеваются в петли, пришиты «на ножке» над поверхностью полочки, при застегивании не образуют напряжений и вздутий вокруг петель.

Еще больше бесплатных уроков по шитью вы найдете на сайте Школа шитья Анастасии Корфиати. Подписывайтесь на наши уроки и шейте одежду вместе с нами!


Смотрите также:
Вам также может быть интересно:
14 комментариев
  1. Татьяна:

    Спасибо, девочки, за ваш труд. Если не шью ничего, просто с удовольствием читаю

  2. Оксана:

    Анастасия, огромное спасибо за материал! В статье собраны все необходимые сведения, которые мне, как новичку, нужно было бы искать по многим источникам.
    Мегаинформативно, интересно, доступно, понятно и очень-очень нужно! Спасибо!

  3. Джамала:

    А технологию шитья Пиджака и на подкладе более подробного (пошагового) МК для начинающих не делаете ?

    Спасибо за ответ !

  4. Юлия:

    Добрый день!
    В статье на первом фото девушка в жакете с баской, очень бы хотелось увидеть на вашем сайте поэтапное построение выкройки данного жакета. Очень приглянулся. Заранее благодарна!

  5. Галия:

    Мне 60. Хотела бы жилет и юбку, не классическую, можно с полурукавом. Сарафанчик бы. Поможете с выкройкой. У меня 48-50 размер. Спасибо

  6. Татьяна:

    Большое Вам спасибо.

  7. Лариса:

    Добрый день Анастасия! Сшила кофту, где полочка из эластичного трикотажа, а спинка из компаньона футера. В результате в кофте мне не комфортно. Спинка по лопаткам узка. Какую ошибку я допустила при крое.

    • Лариса, здравствуйте. Проверьте мерку Ширина спинки. Возможно, ткань, из которой вы сшили кофту недостаточно эластичная, в этом случае требуется увеличить прибавку на свободу облегания.

  8. Татьяна:

    Здравствуйте, Анастасия. Может вы мне ответите на такой вопрос. Купила машину с петлей-автомат.
    Перед тем как прошить петлю на изделии конечно попробовала на куске ткани , сложив вдвое. При этом сначала машина прокладывает шов слева, потом возвращается назад делает зигзаг, потом прокладывает шов справа , обратно зигзаг и закрепляет. Это простая петля. Всё хорошо получилось. Но когда стала шить петлю на изделии, машина сделала следующее : прошила левый шов, а когда возвращалась назад зигзагом дошла только до середины, перепрыгнула направо, проложила шов, потом зигзаг опять только до середины и закрепка. Т.е. машина сделала петлю размером в два раза меньше моего. Я была в шоке, распорола. Я подумала, что может мешает толщина , которую создают припуски на шов, обрезала до минимума. опять попробовала на ткани-получилось, опять на изделии — опять машина не дошла зигзагом до начала шитья. Так я пробовала раза 4, начинала с одной стороны, с другой, разные виды петель — результат один — на куске ткани получается, на изделии нет. Наконец я расплакалась, сказала машине, что я её выброшу, решила — пробую последний раз и иду в ателье. И вдруг всё получилось. Сама не знаю почему. Можете мне это объяснить, может есть какой-то секрет?

    • Татьяна, видимо вы случайно, сами того не подозревая запрограммировали короткую петлю. Проверьте, у машины есть память, и когда вы делаете первую петлю, она запоминает размер петли и повторяет его. Если каким-то образом была смещена лапка для петель или вы не закончили пробную петлю, а начали новую, возможны сбои. Прочтите внимательно инструкцию, думаю там есть вся необходимая информация. Машина тут совсем ни при чем, причину надо искать в другом. Желаю вам успехов и послушных петель!))

  9. Наталья:

    Большое спасибо за разъяснения!! Столько терминов, что сразу и не разберешь — отлет, лацкан и прочее..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.